Собираясь написать об этой книге давно, все никак не могла выкроить время. Однако, когда нам кажется, что у нас совершенно нет времени, порой это лишь только кажется.. но это тема другой книги, которую я сейчас читаю 🙂
Итак, знакомство с Джоном Мединой, автором этой книги, началось с другой его работы — «Правила мозга». Надо сказать, книга отличнейшая и я ее очень рекомендую к прочтению, чем бы вы ни занимались.
Люблю язык, которым автор излагает подчас не самые простые научные факты — очень живо и доступно так, словно ты разговорился об устройстве мозга с другом за столиком в кафе. А друг оказался весьма и весьма осведомленным.
Начинать читать эту книгу можно на стадии планирования детей, нужно читать во время беременности и еще не поздно ознакомиться, если уже успели стать родителями.
Автор приводит занимательные данные исследований, в частности, например, о том, что токсикоз во время беременности это не плохо, поскольку у женщин, страдавших токсикозом, рождались более сообразительные детки.
Но о главном. О мозге. Что же такого сделать, чтобы ребенок рос умным и счастливым?
Все гениальное просто. Базовая потребность человеческого организма — безопасность. Ребенку она нужна как никому другому. Поэтому в наших силах ее обеспечить. Я сейчас говорю не о защите от углов и заглушках для розеток.
«Интеллект развивается не в капсулах машин, а в теплых объятиях любящих людей»
Очень важно обеспечить правильных психологический настрой в семье. Усталость родителей, враждебность по отношению к друг другу — даже младенец это чувствует. Поэтому, начинать родителям стоит с себя, своих отношений и психологического состояния. Малышу для развития очень нужна ласковая мама, а маме чтоб не превратиться с загнанного зверя, нужно стараться высыпаться, отдыхать и снимать напряжение.
Помимо вышеуказанной потребности в здоровом психологическом климате в семье, развитию мозга так же способствуют такие факторы, как
  • грудное вскармливание — тут и общение с мамой, ощущение безопасности и молоко, в котором содержаться все необходимые для развития мозга жирные кислоты, синтезировать которые искусственно оч сложно
  • разговоры с ребенком — к трем годам коэффициент интеллекта детей, с которыми много разговаривали раза в полтора выше чем у деток, с которыми разговаривали мало
  • Свободная игра. Очень важный пункт, поскольку для ребенка первых лет жизни вся жизнь — это игра. Это для него очень важно. А для развития важно, чтобы игра была свободной. В детстве мы играли в доктора с братьями и сестрами. ягодки, разорванные капустные листочки играли роль пилюль, больного можно было заворачивать в простынь или самой повязывать кусок ткани как повязку.. в общем, полет воображения был бешеным. Очень важно это развитие воображения, уметь представить из пустой коробки космический корабль, и обычная палка становится мечом… это невероятно важно! А в современном мире очень много уже готовых вариантов — вот готовая кухня для девочки с игрушечной посудой и овощами, вот готовый набор для мальчика, который захотел стать черепашкой ниндзя. Все уже придумано. Еще большее зло — видеоигры, которые нередко вообще напрочь вырубают способность думать. Автор не рекомендует знакомить детей с телевизором до 2-летнего возраста как минимум. И в этом я с ним солидарна.
  • Правильная похвала. Правильно хвалить ребенка не за ум: «какой ты умный!», а за старание, за попытку.
А теперь абзац, который я посветила бы любителям раннего развития:
«Дети исключительно чувствительны к родительским ожиданиям. Если маленький ребенок чувствует, что его родитель хочет от него достижения определенного интеллектуального умения, для которого его мозг еще не готов, он оказывается безжалостно загнанным в угол. Это вынуждает мозг переключаться на низкоуровневые стратегии мышления, создавая привычку подтасовывать результаты»
Речь собственно о том, что не надо заставлять делать то, к чему мозг еще не готов. Читать с пеленок? А зачем? Таблица умножения в 2 года? для чего?!
Нет, с ребенком обязательно нужно заниматься, но давайте не будем сходить с ума ,)
И вторая важная часть — интеллект эмоциональный. Этому посвящено еще 2 главы, суть которых в том, что эмоции невероятно важны для мозга. «Они действуют как пояснительные записки, помогая мозгу идентифицировать, фильтровать информацию и определенный приоритет.» Очень интересные главы о том, как дети врут, о том, что у ребенка есть врожденное чувство правильного и неправильного, а нравственное поведение развивается со временем, и тут велика роль родителей и примеров перед глазами. Дети с большей вероятностью усваивают нравственное поведение, если родители объясняют, почему существуют определенные правила и какие бывают последствия.
В общем, книга интересная и насыщенная огромным количеством примеров, исследований.
Здесь я пометила лишь некоторые основные моменты, в том числе и для себя, чтоб не забывать, а в книге куда больше всего.
П.с. обычно заказываю книги на озоне, но никак не могла поймать ее в наличии. Выручил Лабиринт.
В электронном виде книжку, увы, не нашла.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...